Сколько можно проехать на 2 литрах бензина?
Странный вопрос, не правда ли? Автопроизводители охотно сообщают значения эксплуатационного расхода на 100 км в городском, загородном и смешанном циклах в рекламных материалах и технических спецификациях автомобилей. Но и в таком деле, как экономичная езда, можно сделать открытие;
Уже 25 лет завод Skoda Auto A / S (город Млада Болеслав, Чешская республика) совместно с Autoklub Škoda Mladá Boleslav проводит ежегодные соревнования по экономии топлива для всех желающих. От участников соревнований требуется проехать предложенную Организаторами трассу по дорогам общего пользования, уложившись в заранее установленное время и истратив при этом минимум топлива. Официально такие соревнования называются Economy Run.
Допускают к участию автомобили марки Шкода, которые серийно выпускаются в настоящее время. Обычно на соревнования собирается 50–60 экипажей из Чехии, Словакии, Польши, России и еще нескольких стран. За 25 лет сформировалась целая традиция проведения Economy Run, но каждый раз Организаторы добавляют что-то новенькое. Например, 2 года назад был введен жесткий контроль за скоростным режимом участников. Его выполняют с помощью специальной спутниковой системы, которая позволяет отслеживать местоположения каждого экипажа.
***
Уже несколько лет в этих соревнованиях участвуют и представители российского «Клуба любителей автомобиля Шкода» (РОО «КЛАШ»). В этом году в Ecomony Run выступали 2 экипажа: Анны и Сергея Цудечкис и Дениса Иванова и Владимира Черняева.
В последние выходные сентября 52 участника стартовали с площадки около «Музея «Шкода» в городе Млада Болеслав (именно оттуда уже больше ста лет и ведет свою историю автопредприятие «Шкода»).
***
Экипажи начали собираться уже с 6 утра. Каждый участник на старте получил набор, кроме легенды первого дня Соревнований включавший комплект наклеек на автомобиль, множество рекламных материалов спонсоров и сувениров от Организаторов.
Каждый экипаж приклеивает на борт своего авто большую «самолепку» (по-чешски «самолепка» обозначает «наклейка») со стартовым номером, сзади – яркую надпись на желтом фоне «Jedu soutez spotreby Economy Run» («Еду на соревнования по экономии топлива»), а на капот –наклейки спонсоров. В результате самые обычные городские машинки превращаются в настоящие раллийные экипажи. Хотя то, что им предстояло испытать в течение уикенда, назвать настоящим ралли сложно: средняя скорость, которую задают организаторы, редко превышает 52 км/ч.
После административной приемки и регистрации все автомобили участников взвешивают на специальных электронных весах, а специалисты сервисных служб «Шкода» проводят предстартовую диагностику – автомобиль должен быть полностью исправен и строго соответствовать стандартной заводской комплектации. За соблюдением этого правила следят строго: например, один из самых успешных участников предыдущих Economy Run в этом году был дисквалифицирован за использование колес непредусмотренного заводом-изготовителем размера. Затем каждый автомобиль заправляют топливом «под завязку», а крышку бензобака и капот опечатывают. Как говорят Организаторы – «Доверяй, но проверяй!»;
***
Участники уходят на трассу с интервалом в 2 минуты – в результате старт растягивается больше, чем на два часа. Но все выполняется точно по минутам – пунктуальность поражает!
Стартовые номера наших экипажей в этом году – 49 и 50: мы уходим на трассу в самом конце.
Лирическое отступление:
Нам с Володей была предоставлена возможность 2 дня поездить на новом Skoda Roomster.
Начинаем осваиваться с новым автомобилем. Первое впечатление об этой машине мы получили еще летом во время Шкода-Тура в Чехии. Поездить тогда не удалось, но снаружи мы машинку рассмотрели. Первое впечатление – очень противоречивый дизайн. Настолько, что вызывает полное непонимание, вплоть до отторжения: зачем же сделали такие узкие стекла в передних дверях? Это же не бронеавтомобиль для банка!
Но за два дня Economy Run впечатление от машины перевернулось на 180 градусов. Нам достался ярко-синий Roomster с кремовым, почти что белым, салоном. Огромное внутреннее пространство для пассажиров и стеклянная крыша создают ощущение воздушности и отсутствия всяческих барьеров! В то же время водительская часть – ставшая классической «немецкая Шкода»: все на своих местах, интуитивно понятно и привычно.
***
В этом году трасса Economy Run была проложена в Центральной и Северной Чехии, причем и в горной, и в равнинной местностях.
Погода в первый день выдалась мягкой и солнечной, а начинающаяся золотая осень добавляла очарования начавшемуся уикенду. Но ехать было непросто: нужно было одновременно привыкнуть экономно ехать на незнакомом автомобиле, выдерживать среднюю скорость, следить за легендой и … не нарушать ПДД
Северная часть Чехии в основном холмистая, с большим количеством очень красивых горных серпантинов, которые пролегают в лесистой местности – неслучайно самый север страны иногда называют «Чешской Швейцарией».
Первые 2 часа даются на удивление легко – ощущения от нового автомобиля, отличных дорог и хорошей погоды дают о себе знать. Но под конец дня начинаются большие прямые участки с населенными пунктами, которые сменяют друг друга каждые 800 метров. Вот где испытание для русского водителя: разрешенная скорость в населенном пункте – не выше 50 км/ч – строго контролируется через спутниковую систему! А ведь нужно еще выдерживать среднюю и экономить топливо!
Пройдя за день почти 180 км, мы снова в Млада Болеславе. Финиш у проходной завода – участников «на руках» толкают до места парковки. Утром экипажи отправятся на трассу в том же порядке, как приходили на финиш.
Всем, кто добрался до финиша первого дня соревнований, предоставляется возможность пообедать в заводской столовой. Правда, никого, кроме нас там не оказалось: отдых в Европе дело почти святое Вечером для всех участников и гостей Economy Run Организаторы подготовили большую концертную программу (были даже фокусники!) и банкет. Половину шуток мы, правда, так и не поняли.
***
Наутро нас ждет второй этап … и очень нудный осенний дождик. На этот раз старт проходит как-то буднично и спокойно: машины на руках тащат к стартовым воротам, точно раз в две минуты взмывает в воздух флаг, участники уходят на трассу.
Проехать нам предстоит чуть меньше, чем в первый день, да и многие дороги оказываются уже знакомыми. Штурману гораздо легче, а вот водителю… Тормозить не хочется – надо экономить топливо, гнать по максимум нельзя – дождь и скользко. В общем, задача еще более творческая!
Финиш – традиционно у Музея Шкоды. Тут-то нас и подстерегает последняя «засада» – заезд на финиш почему-то в другом месте, и «знание местности» нас подводит – проскакиваем нужный поворот, приходится сдавать задним ходом, а это колоссальный расход.
Перед финишем всем участникам предстоит контрольная заправка топливом. Видеть как в машину, которая проехала за 2 дня больше 350 км, заливают чуть больше 10 литров топлива – не просто удивительно, а сверхнеожиданно даже для человека, уже в пятый раз присутствующего на Economy Run!
***
Когда мы добрались до финиша, Организаторы уже вовсю подсчитывают результаты более проворных экипажей и публикуют итоги практически в режиме «он-лайн». А самое интересное на своих мониторах демонстрирует компания Sherlog, которая обеспечивала контроль участников на всей трассе: каждый экипаж в режиме реального времени может посмотреть свой трек и изучить не только все ошибки на трассе, но и нарушения скоростного режима ;)
Зачетных групп в соревнованиях оказывается так много, что скоро мы теряем нить церемонии: кого награждают и за что. Наш экипаж потратил 5,467 литров и занял 3 место в группе. Оказывается, и нам в нашей подгруппе достается приз. А результат абсолютного победителя: 2,888 литров на 100 км пути!!!
На обратном пути до Праги мы несколько раз догоняли ярко-синий Roomster с наклейками Economy Run – все-таки есть в этой машине что-то, притягивающее взгляд!
Денис Иванов